пятница, 28 мая 2010 г.

Венесуэла: граффити революции

Столица граффити. Альтернативное СМИ


...Стены венесуэльских гетто покрывает левое граффити. В баррио расцвечен каждый уголок. На вьезде в него расположена серия больших рисунков «Тупамаро» под слоганом: «Никогда не вернемся к прежней жизни». А на господствующем среди лачуг холме, у подножия блочных домов, разместился настоящий центр революционного граффити Каракаса. Одна за другим идут прекрасные мурали Альенде, Сапаты, Кастро, Боливара, Марти, галерея воинов гетто, павших во время классовых восстаний прежних лет. Здесь же стоит монумент народному святому – врачу, бесплатно лечившему бедняков. Местные жители доброжелательны, и с удовольствием показывают новое здание Культурного центра Симона Боливара. Но для того, чтобы знать, за кого этот город, достаточно посмотреть на его стены.

Антифашизм 



 Свободу народу Палестины! 

Левое граффити и плакаты можно видеть буквально на каждом шагу. Если Каракас является мировой столицей политического граффити, Бейнте-трес-де-энеро выполняет роль ее административного центра. Венесуэле можно увидеть множество образцов левой мурали, очень разнообразных по своему сюжету и качеству. Полный каталог этих работ потянул бы на десятки тысяч наименований. Здесь есть рисунки профессионалов, а также, искренняя, а от того не менее интересная мазня тех, кто просто выплескивает на стены свои чувства. В кварталах созданы, пожалуй, самые зрелые их этих работ. Портреты Боливара и Че на весь торец жилых домов, большое антифашистское граффити с разорванной народами свастикой, рисунок палестинского боевика с требованием прекратить расистскую политику на Ближнем Востоке. В районе Салинас действует группа «Бригады муралистов Освободителя», которая выполняет портреты героев кубинской революции. На главных городских магистралях видны свежие фестивальные мурали со сценами освободительных войн Миранды, Боливара, Сукре, логотипы «Баррио Адентро» и других социальных программ, сцены из жизни барриос. В Ла Гуайре обращает внимание большой рисунок со слоганом «Революция создает и изменяет культуру». На Площади Изящных искусств расположена прекрасная композиция о политической истории Венесуэлы. Череда колонизаторов и диктаторов, сплошное темное время в проблесках народных выступлений – от бунта рабов во главе с самбо Чирино, до восстания «Caracazo». Ближе к центру расположена гигантская мураль художника Сапаты, посвященная социальной жизни Каракаса.

 Че, Сапата, Чавес
 
 Фидель, Альенде, Марти 

 За этими рисунками стоит стихия социальных движений. С какого-то момента она направляется рукой боливарианских властей.
Как признал президент Национального института молодежи Венесуэлы: чавистские партии содействуют распространению политического граффити, видя в нем альтернативу подконтрольным оппозиции СМИ. Продвижением революционного искусства занимается алькальд Каракаса, Фредди Берналь, чье имя нередко красуется на рисунках рядом с команданте Чавесом. В итоге уличная мураль стала могущественным ньюсмейкером, и ей верят намного больше, чем телеэкрану. Власти ограничиваются тем, что дают художникам краски, и обеспечивают лояльность полиции. Создатели граффити не нуждаются в идеологических указаниях сверху.

Тупак Амару

Краски Боливара 

Существуют и античавистские граффити – их гораздо меньше, они встречаются только в богатых районах, и существенно уступают в качестве многочисленным работам своих оппонентов. Оппозиция проиграла и здесь. Она то ли не хочет портить стены своих вилл, то ли не желает снисходить к «низкому» уличному искусству, или же просто боится покидать дома вечерами. С большим трудом нам удалось разыскать несколько граффити «левых» античавистов из «Бандера Роха». Это были простые надписи на стене, обвинявшие президента в хаосе и коррупции от имени анонимных студентов. Впрочем, в Ла Гуайре рисунки с симоволикой «БР» красовались среди чавистского граффити – лишнее подтверждение разговорам, что к оппозиции примкнула только столичная, студенческая часть «Бандера Роха» во главе с провокатором Габриэлем Пуэрта. Другие «левые» античависты никак не отразили себя на стенах и известны лишь знатокам политического процесса.

За коммунистов! 

 Флорентино в медпункте "Баррио адентро"

Искусство социального граффити и хип-хопа содействуют воспитанию чувств участников боливарианской революции. Это настоящие чувства и настоящая культура. Галереи и центры быуржуазнх кварталов планеты забиты постмодернистским дерьмом. Среди модных перформансов, татуированные свиньи бельгийского художника Вима Дельфоя, нудистская выставка в венском Leopold Museum, с бесплатным входом для голых посетителей, парад коровьих скульптур в Москве. А здесь, в баррио, безвестный подросток выводит на стене Че Гевару и Франсиско Миранду, пишет лозунги революционной борьбы, строчки из боливарианской конституции, которая служит учебником в его школе. Уличные художники создают точные копии домиков баррио – из того же самого мусора, только поменьше размером. Мы видели у них прекрасные инсталляции: например, вырезанного из дерева пса, прикованного к железному остову телевизора – прямая аллюзия на продажных журналистов оппозиционных каналов. Будущее за этой, настоящей культурой. Еще и потому, что она умеет постоять за себя. Работу художников-муралистов охраняют бойцы политических групп гетто.

Цвета Че 

 
"Революция создает и изменяет культуру"

2 комментария:

  1. Классный пост! Наслышан и начитан о левых в Венесуэле, но не ожидал, что подъем левой культуры там настолько высок)) Спасибо за инфу, аффтар пеши исчо!))

    ОтветитьУдалить
  2. СПС)) мде... Венесуэльцы рвут своим творческим подходом!

    ОтветитьУдалить